Содержание:
Когда банк решил возвратить просроченный долг, передав полномочия на его взыскание третьим лицам, зачастую не только сам заемщик, но и его родственники превращаются в «мишень» для коллекторов.
Выбивать долги сможет не каждый — так говорят сами коллекторы. Выездные бригады из мужиков с железными нервами, выходцев из системы МВД или исполнения наказаний, бывших военных, беспринципных, без моральных устоев и следов интеллекта на лице – вот что ждет задолжавшего заемщика.
Не выдержав натиска и угроз, должник зачастую «уходит в подполье» и коллекторы переключаются на его родных, действуя теми же методами. Что делать, если коллекторы угрожают родственникам, и есть ли для этого правовые основания, рассмотрим в настоящей статье.
Антиколлекторский закон, действующий с начала 2017 года, устанавливает ряд ограничений, которые значительно сужают полномочия коллекторов. Перечень разрешенных методов общения является исчерпывающим и строго регламентирован законом.
Взаимодействие с лицами, не имеющими прямого отношения к оформлению кредита и просрочке долга, к которым относятся родственники должника, закон допускает только в случаях, если:
Свои возражения необходимо оформить письменно и направить в коллекторскую компанию официальным письмом. Согласно законодательству, коллекторы после получения подобного письма обязаны прекратить любое взаимодействие с гражданином.
Заемщик, если он давал согласие на коммуникации с родственниками, может отозвать свое согласие в любой момент. Закон также запретил коллекторам любые взаимодействия с:
Лица, если они относятся к перечисленным категориям, должны иметь подтверждающие документы.
Закон о коллекторах устанавливает четкие ограничения, касающиеся методов взаимодействия с должниками, это касается и телефонных переговоров.
В частности, беспокоить должника по телефону можно не чаще, чем 1 раз в сутки. В неделю таких звонков может быть не больше двух, а на протяжении месяца разрешено позвонить не чаще 16 раз. Начиная разговор, коллектор должен представиться и назвать организацию, интересы которой он представляет. Более частые звонки нарушают закон.
Приведем несколько советов, как построить беседу с коллекторами по телефону:
Антиколлекторский закон официально запретил взыскателям долгов:
Все эти ограничения применимы не только к должнику, но и к его родственникам. То есть угрожать в любой форме как должнику, так и его родственникам коллекторы не могут. Жертвами угроз становятся, как правило, пугливые, юридически не грамотные и доверчивые граждане.
Реагировать на угрозу необходимо сразу, не стоит ждать, когда нападки вымогателей повторятся. Будьте готовы к тому, что факт угроз придется доказывать. Чтобы обеспечить доказательственную базу, действовать необходимо следующим образом:
Подать заявление необходимо в правоохранительные органы: милицию или прокуратуру. Параллельно можно написать заявление в службу судебных приставов. После вступления в силу антиколлекторского закона на судебных приставов возложены полномочия контролировать деятельность коллекторских компаний.
Неприкосновенность частной жизни защищают Конвенция о правах человека, Конституция РФ и ряд других нормативных правовых актов. Каждый раз, когда сотрудника банка сообщают родным или знакомым заемщика информацию, связанную с кредитным договором, а коллекторы угрожают родственникам должников, используя их персональные данные, они нарушают закон.
Анализ судебной практики показывает, что дела подобного рода достаточно часто разрешаются в пользу истцов. Примером может служить решение по делу № 2-846/2015.
Истец дал письменное согласие на обработку персональных данных своих и своих родственников. После образования просрочки по кредиту банк передал эти сведения коллекторской компании. В ходе взыскания долга коллекторы оказывали психологическое давление и угрожали заемщику и его родственникам, направляя корреспонденцию, общаясь по телефону.
Должник обратился с письменным заявлением к банку, в котором потребовал отозвать его согласие на обработку и использование персональных данных.
В ходе рассмотрения материалов дела Оренбургский суд установил, что контактные данные родственников не передавались должником и были добыты сотрудниками коллекторского агентства незаконным путем.
Изучив все обстоятельства, суд пришел к выводу, что на передачу персональных данных коллекторской компании у банка отсутствовали основания. В результате незаконных действий банка, истец и его родственники продолжительное время являлся объектом угроз, причинявших моральные и нравственные страдания, в результате чего потребовалась медицинская помощь.
Суд решил компенсировать истцу моральный вред и судебные расходы, взыскав необходимую сумму с банка, который выступал ответчиком по иску.
Знать свои права и не давать возможности их нарушать – единственный способ защититься, если коллекторы угрожают родственникам должника. Главное проявить настойчивость и не позволять нарушителям переходить к угрозам. А если факт угроз все-таки имел место, оперативно реагировать и не оставлять подобные действия без внимания.
Волконский Альберт Михайлович
Практикующий юрист в сфере кредитных правоотношений. Более 10 лет успешной практики в спорах, связанных с деятельностью коллекторов и банковских учреждений.