Содержание:
Нередко можно услышать такие истории, когда у человека была стабильная работа, достойная заработная плата, казалось бы – все хорошо. Но однажды человек взял кредит, с работой проблемы, проценты по займу растут, банк отказал в реструктуризации – как итог: звонки от коллекторских агентств и постоянный страх за свое имущество. В данной статье мы расскажем о полномочиях коллекторов и законных методах защиты своих прав.
Как правило, сразу после просрочки платежа по кредиту у заемщика появляются дополнительные проблемы: постоянные напоминания о задолженности, растущая неустойка и штрафы. Но это только верх айсберга, ситуация может ухудшиться, если банк перепродаст права на требование кредита коллекторам.
Если клиент допустил просрочку по кредиту, ситуация может развиться по нескольким сценариям:
Если банковская организация передала долг коллекторам по агентскому договору, то фирма по взысканию долгов не имеет никаких прав по кредиту, они являются всего лишь посредниками, помогающими убедить неплательщика отдать задолженность. С договором цессии – наоборот, банк продает займ и все права на его требование коллекторской конторе, и уже они получают возможность требовать возврата долга в свою пользу.
Стоит обратить внимание: в данных статьях указывается на то, что коллекторское агентство, выкупающее долг у банка, должно иметь на это специальную лицензию. В противном случае сделка по договору цессии может быть признана ничтожной.
Как правило, передача прав по кредиту происходит, как минимум, через месяц после просрочки (чаще всего клиенту дается срок на исправление ситуации – 90 дней). Но нужно помнить: неважно, передал банк права на кредит, или нет – если должник не признан банкротом, платить по счетам все равно придется.
Новый закон ФЗ-230 четко определил порядок взаимодействия коллекторов и неплательщиков. Если раньше фирмы по взысканию долгов могли напоминать клиенту о себе 24 часа в сутки, постоянно встречаться с ним и требовать вернуть деньги (не брезгуя использовать при этом угрозы), то сейчас законом предусмотрен четкий порядок защиты от коллекторов.
Согласно этому закону, специалисты агентства ограничены в количестве звонков (не более раза в день и раз в месяц), СМС (не более 2 за сутки и 16 в месяц), личных встреч (максимум – 1 раз в неделю).
Если коллекторы переступают планку закона, угрожают, часто звонят, разглашают сведения о задолженности третьим лицам (начальству, коллегам или родственникам) – не стоит молча терпеть, нужно вставать на защиту своих прав. Неважно, что вы решили: подавать в суд или жаловаться в другие инстанции – первоначальный алгоритм действий по защите от коллекторов будет одинаков:
Подача жалобы для защиты от коллекторов в досудебном порядке возможна в разные организации. Выбор организации будет зависеть от того, какие цели преследует неплательщик: наказать фирму или найти пути примирения. В любом случае, часто хватает лишь оглашения своего намерения – и коллекторы начинают вести себя более корректно. Итак, разберем, в какие же организации можно подавать жалобы.
Если вы хотите найти компромисс и пути решения проблемы – следует обращаться к финансовому омбудсмену. Это подобие службы досудебного урегулирования конфликтов, обращение туда в большинстве случаев является бесплатным.
Прокуратура и ОБЭП. Прокуратура поможет привлечь к ответственности в случае, если коллекторы ведут себя агрессивно и открыто нарушают закон. ОБЭП занимается экономическими преступлениями. Если налицо факт мошенничества – то вам именно туда.
Роспотребнадзор и Роскомнадзор. Если коллекторы нарушили нормы 230-ФЗ, звонили чаще, чем положено, невежливо разговаривали – жалоба в эти инстанции поможет их наказать. Полномочия у данных служб достаточно широкие – при наличии оснований они даже могут приостановить деятельность конторы-нарушителя.
Еще одна служба – НАПКА – ассоциация коллекторов. Они следят за соблюдением норм законодательства, а в случае обнаружения факта их нарушения могут лишить агентство лицензии на деятельность.
Исковое заявление можно подать, если коллекторская фирма нарушает ваши права. Заявление пишется в свободной форме и подается вместе со следующими документами:
Под «другими материалами» подразумеваются письма от коллекторских агентств, фото- и видеоматериалы, копии жалоб в другие инстанции. При подаче заявления должнику придется уплатить госпошлину. Квитанцию об оплате следует также приложить к заявлению.
Защититься от коллекторов можно, есть множество инстанций, куда следует обращаться в подобных ситуациях. Главное в этом случае помнить: даже если агентство привлекут к ответственности, это не освободит должника от обязанности оплаты займа.
Волконский Альберт Михайлович
Практикующий юрист в сфере кредитных правоотношений. Более 10 лет успешной практики в спорах, связанных с деятельностью коллекторов и банковских учреждений.